Консультации адвокатов

В ходе проведения мероприятий «День правовой помощи детям» обучающимися техникума, а также их родителями были заданы следующие вопросы:

  1. Имеют ли дети-сироты (опекаемые) какие — либо льготы при поступлении в ВУЗы?
  2. Могут ли несовершеннолетнего ребенка задержать, если он находится на улице после 22:00?
  3. Может ли мать одиночка усыновить ребенка?
  4. Почему алкоголь продается детям до 18 лет?
  5. Когда пропал подросток, в каком порядке принимается заявление?
  6. Как работают с детьми, которых ставят на учет сотрудники ПДН?
  7. Принимают ли на работу с судимостью?
  8. Могут ли привлечь к уголовной или административной ответственности за употребление «насвая» (как несовершеннолетнего, так и его родителя)?
  9. Как делится имущество, если люди состоят в гражданском браке?
  10. Имеет ли учитель право выгонять провинившегося ученика с урока?
  11. Законно ли выселение из общежития за неоднократные нарушения правил проживания?
  12. Может ли ребенок во время урока пользоваться учебником, загруженным в телефон?
  13. Если учесть, что телефон – это личная собственность, имеют ли право учителя его у нас забирать во время урока?
  14. Могут ли несовершеннолетнего не допустить к обучению или посещению техникума из-за того, что он отказывается вакцинироваться от COVID-19?
  15. Подвергается ли несовершеннолетний административной ответственности в случае нарушения им правил дорожного движения?
  16. Должны ли дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваться жильем?
  17. Какая семья считается многодетной?
  18. Какая ответственность наступает для несовершеннолетнего лица, если он, не имея водительских прав, сел за руль?
  19. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  20. Правда ли, что несовершеннолетним нельзя находиться на улице после 22.00?
  21. Сколько раз могут накладывать штраф на родителей несовершеннолетнего за данное правонарушение (если прогулки ребенка после 22.00 носят систематический характер)?
  22. Сохраняется ли право на алименты совершеннолетний ребенок, обучающийся по очной форме в высшем учебном заведении?
  23. Имеют ли право сотрудники внутренних дел задержать несовершеннолетнего и держать его в участке, а также снять отпечатки пальцев?
  24. Как реализовать право на получение наследства после выпуска воспитанника из детского дома?
  25. Может ли старший ребенок, выпустившийся из детского дома по достижении соответствующего возраста, приобрети права опекуна над младшими (братьями, сестрами) и при каких условиях?
  26. Где возможно проживание выпускника детского дома воспитанника до получения им законного жилья?
  27. Как поступить в случае, если предоставленное выпускнику детского дома жилье не соответствует законодательно установленным требованиям, то есть, является непригодным для проживания?
  • Каким образом будут защищены мои жилищные права по достижении 18 лет? Я являюсь ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сейчас нахожусь под опекой.
  1. Какую ответственность несет несовершеннолетний, ставший свидетелем, либо обладающий информацией о совершенном третьими лицами преступлении, но не сообщивший об этом в правоохранительные органы?
  2. Является ли угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего со стороны лица, совершившего преступление, свидетелем которого стал несовершеннолетний, обстоятельством, освобождающим его от ответственности за отказ от дачи показаний?
  3. Как государство обеспечивает защиту несовершеннолетних, ставших свидетелями уголовного преступления?
  4. Что влечет за собой уклонение родителя или родителей от воспитания и материального содержания ребенка?
  5. Куда я могу обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?
  6. При возникновении конфликтной ситуации в семье, при которой ребенок не может проживать совместно с родителями, что ему делать и куда обращаться?

Вопрос 1 (Имеют ли дети-сироты (опекаемые) какие-либо льготы при поступлении в ВУЗы.)

Льготы, связанные с поступлением в образовательные организации, которые имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей регламентированы основными двумя законодательными актами, с которыми каждый может ознакомится в открытом доступе:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ.

При поступлении в ВУЗы ст. 71 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает следующие особые права:

  • прием на бюджет в пределах установленной квоты;
  • преимущественное право зачисления в вуз на бюджет;
  • прием на подготовительные отделения вузов на бюджет.

Квота, в соответствии с п. 6 ст. 71 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливается самим образовательным учреждением, однако должна быть не меньше 10% от общего числа бюджетных мест, которые выделил ВУЗ или институт в конкретном учебном году.

На сегодня поступающим не стоит переживать о распространении данного права на новый учебный год, поскольку в феврале 2021 года принято решение о бессрочном сроке действия данного права.

(Федеральный закон от 17.02.2021 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Необходимо отметить, что для получения преимущественного права на зачисления и поступления на бюджет, абитуриенту (поступающему) необходимо успешно сдать вступительные испытания, ЕГЭ. При этом достаточно минимального балла по предметам, которые необходимы для поступления в учебное заведение на выбранный профиль.

Необходимо также разъяснить, что дети-сироты, которые поступили в ВУЗ на бюджет имеют право на полное государственное обеспечение и во время обучения, что означает, что ВУЗ или институт бесплатно предоставляет таким категориям лиц:

  • питание;
  • комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря;
  • проживание в общежитии или возмещение платы за него;
  • медицинское обслуживание;
  • проезд на общественном транспорте;
  • проезд до места жительства и обратно в вуз — один раз в год.

Помимо этого, государство гарантирует детям-сиротам дополнительные выплаты:

  • социальная стипендия — ежемесячно, вне зависимости от успеваемости;
  • пособие на покупку учебной литературы и письменных принадлежностей — ежегодно;
  • единовременное пособие (не меньше 500 рублей в случае, если указанные гарантии не были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

Данные права закреплены в ст. 6 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ.

Вопрос 2, 20, 21    (Могут ли несовершеннолетнего ребенка задержать, если он находится на улице после 22:00? Правда ли что несовершеннолетним нельзя находиться на улице после 22:00? Сколько раз могут накладывать штраф на родителей за прогулки детей после 22:00?)

Согласно статье 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться: меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Что касается Свердловской области. Согласно закону № 73-ОЗ от 16.07.2009,

Статья 5. Порядок информирования родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, при обнаружении детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых запрещено настоящим Законом, и детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения лиц, установленных настоящим Законом

Органы внутренних дел, осуществляющие деятельность по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых запрещено настоящим Законом, и детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения лиц, установленных настоящим Законом, в пределах своей компетенции, информируют родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в порядке, установленном федеральным законодательством.

Таким образом, задержать ребенка не могут, но обязаны при обнаружении детей в ночное время без сопровождения родителей предпринять меры предусмотренные законами, а именно: уведомить родителей и доставить ребенка.

При выявлении несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей, их родители (законные представители) привлекаются к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, 1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. За каждое правонарушение будет предусмотрена ответственность, ограничений по количеству наложению штрафов нет, единственной что хочется добавить, что за одно нарушение-одно наказание. За одно и тоже правонарушение привлекать к ответственности дважды и более не допускается.

Вопрос 3 (Может ли мать одиночка усыновить ребенка?)

Согласно ст. 123 СК Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Статьей 127 установлен перечень лиц, имеющих право усыновить ребенка. Если гражданин желающий усыновить ребенка входит в этот перечень, то он может в установленном законном порядке обратиться в суд. Таким образом мать-одиночка, имеет право усыновить ребенка, ограничений по признаку неполноты семьи (если родитель один) законом не предусмотрено.

Вопрос 4 (Почему алкоголь продается детям до 18 лет?)

Ответить на этот вопрос кроме как из-за халатности работников розничной купли-продажи и невыполнение им обязанностей по проверки документов думаю нельзя.

В Российской Федерации законодательно закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

(пп. 11, п. 2, ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ)

Продавцу, отпустившему алкогольную продукцию несовершеннолетнему, грозит административная ответственность по ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которой наказание в виде административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, может быть назначено наказание в виде административного штрафа генеральному директору – от 100 до 200 тысяч рублей, а также магазину, как юридическому лицу – от 300 до 500 тысяч рублей.

В случае, если продавец допустил повторность правонарушения, то против него могут возбудить уголовное дело по ст.151.1 Уголовного кодекса РФ.

Тем не менее, в законе есть оговорка о том, что продажа запрещена: «В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия…».

Данный момент можно истолковать следующим образом – если продавец уверен, что покупателю на момент продажи исполнилось 18 лет, то в целом документы удостоверяющие право требовать нет необходимости. Однако стоит несколько раз подумать стоит ли применять этот подход к продаже алкоголя молодым лицам, которые в силу своих физиологических особенностей выглядят старше, но по факту не достигли совершеннолетнего возраста, так как на практике такой довод в органах полиции, суде вряд ли будет принят как оправдывающее обстоятельство.

Таким образом, продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, запрещена, но из-за пренебрежения к своим обязанностям, неосторожности продавцы допускают такое правонарушение.

Вопрос 5 (Когда пропал подросток, в каком порядке принимается заявление?)

В случае, если пропал человек (вне зависимости от возраста пропавшего) порядок действий, следующий:

  1. Соберите всю имеющуюся информацию о пропавшем: во что был одет пропавший, что имел при себе в момент исчезновения. Вспомните его особые приметы (рост, цвет волос и глаз, родинки, шрамы, серьги, тату…) и манеры.

В экстренной ситуации информация забывается и поэтому, чтобы не забыть запишите для себя небольшую памятку. В идеале найти фотографию.

  1. Незамедлительно обращайтесь в ближайшее отделение полиции.

Помните, что необязательно идти в отдел полиции по месту жительства, регистрации и т.п. – ваше заявление обязаны принять в любом отделении полиции, независимо от места пропажи.

Время важный фактор для поиска пропавшего, но, если даже прошло внушительное количество времени – это не повод для непринятия вашего заявления.

Обращение в полицию необязательно связано с родственными связями, его может подать любой гражданин.

Важно! Узнайте номер регистрации заявления (КУСП) и ФИО принявшего сотрудника. Оперативно-розыскные мероприятия должны начаться немедленно и как минимум должны включать осмотр места пропажи, опрос, снятие информации с технических каналов связи.

  1. В ситуации, когда возможности самолично обратится в полицию у вас нет, то всегда можно позвонить в дежурную часть отделения полиции. Номер телефона отделения вашего района в ситуации, когда вы переживаете за пропажу ребенка, можно найти в сети интернет. В данном случае заявление также регистрируется и передается на рассмотрение.

Остальные действия по поводу поиска человека могут быть совершенно разнообразны.

Вопрос 6   (Как работают с детьми которых ставят на учет в ПДН?)

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел Российской Федерации».

На подростка по факту нарушения участковый или же оперуполномоченный работник оформляет протокол. После регистрации в отделении полиции в течение трех рабочих дней протокол направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) при местной администрации.

Полиция, направляя протокол, одновременно информирует об этом родителей, опекунов или усыновителей подростка, а также органы опеки.

КДН назначает время заседания, на которое приглашаются родители или опекуны, представители органов опеки, школы, подразделения по делам несовершеннолетних. На заседании изучаются все представленные сведения, дается оценка проступку подростка, принимается решение либо о постановке несовершеннолетнего на учет в полиции, либо о передаче его на поруки родителям и школе.

На то, чтобы обжаловать решение комиссии, родителям дается 10 суток с того дня, когда они получат на руки копию постановления КДН. Жалоба также направляется на имя председателя КДН, в течение следующих трех рабочих дней эта жалоба должна быть передана на рассмотрение в судебные органы.

Если суд не нашел повода для отмены постановления КДН, оно передается на согласование начальнику отделения полиции. Согласованное им постановление является основанием для постановки на учет и оформления учетно-профилактической карточки или же дела. Только после этого считается, что ребенка поставили на учет.

Как правило, в самом постановлении описывается сам процесс, профилактические мероприятия, а также срок, по истечению которого ребенок будет снят с учета, если его поведение исправится. В постановлении также будет описано, какие органы и организации должны предпринять действия для исправления ребенка, сроки и порядок снятия с учета.

Вопрос 7   (Принимают ли на работу с судимостью?)

Согласно статье 65 Трудового кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

К профессиям и видам деятельности при которых необходимо прикладывать справку об отсутствии судимости относятся, например, педагогическая деятельность, деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Таким образом, работодатель не может требовать от вас документы о наличии/отсутствии судимости если это не предусмотрено законодательством.

Вопрос 9   (Как делится имущество, если люди находятся в гражданском браке?)

В законе нет такого понятия как «гражданский брак», есть брак, зарегистрированный в органах ЗАГС и такой брак признается на территории РФ. Согласно статье 34 Семейного кодекса РФ, Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Также в соответствии со статьей 38 Семейного кодекса РФ, Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Если же речь идет о браке незарегистрированном в органах ЗАГС, а именно об обычном сожительстве, то законодательство не предусматривает режим совместной собственности у таких граждан. В случае возникновения разногласий по разделу имущества людей не зарегистрированных в качестве супругов, будут применяться общие нормы Гражданского законодательства. В данном случае рекомендуется сохранять чеки с покупок, что именно вы приобретали имущество, либо имущество перешло к вам по безвозмездным сделкам, например, дарение, принятие наследства.

Вопрос 10    (Имеет ли учитель выгонять провинившегося ученика с урока?)

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях». Часть 1 статьи 5.57 КоАП РФ: Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, выгнать с урока ученика учитель не может и должен предпринять иные меры для того чтобы уладить конфликт.

Вопрос 11     (Законно ли выселение из общежития за неоднократное нарушение правил проживания)

Возможность выселения студента из общежития бесспорно предусмотрена. Такими вариантами может быть и нарушение правил внутреннего распорядка.

Любой студент является нанимателем комнаты в общежитии, с которым заключен договор, в котором, в частности, прописаны условия проживания. Законодательно (Жилищный кодекс РФ) также установлены ряд правил, по которым наниматель может быть выселен из жилого помещениями, таких как:

  1. Использование жилого помещение не по назначению,
  2. Систематическоенарушение прав и законных интересов соседей;
  3. Бесхозяйственноеобращение с жилым помещением, допуская его разрушение.

Не во всех общежитиях правила одинаковы. Где-то действует пропускной режим, и посторонние могут пройти только по пропускам, где-то студенческий городок – территория без спиртного и табака, где-то правила более либеральные, но соблюдать их обязаны все студенты, проживающие в общежитиях и за их нарушение администрация может применить санкции (замечание о неподобающем поведении; выговор; выселение; отчисление с последующим выселением)

Не секрет, если студент нарушил какое-то правило один раз, нарушение было незначительным, то выселение не последует, но если студент неоднократно нарушает правила внутреннего распорядка, то выселение будет вполне законно.

Иной подход к разрешению данного вопроса, при котором студента бы ставили в привилегированное положение и позволяли своевольно обращаться с чужой собственностью, нарушать правила внутреннего распорядка – ставило бы собственника помещения в невыгодное положение.

Вопрос 12    (Может ли ребенок пользоваться во время урока электронным учебникам, загруженным в телефон?)

В законодательстве об образовании не имеется запрета на использование электронных учебников, в том числе использования их вместо бумажных. Если уставом Образовательного учреждения нет прямого запрета для использования технических средств, планшетов, телефонов, то учитель не имеет права запретить ими пользоваться для получения образования. Особенно этот вопрос остро стоит если образовательное учреждение не может в полной мере обеспечить каждого ученика бумажным учебником по каждому предмету. Кроме того, есть Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)” в котором усматривается, что учебники должны выпускаться и в бумажном и в электронном виде.

«В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает: Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:

— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.

Вопрос 13   (Если учесть, что телефон личная собственность, имеют ли учителя право забирать их во время уроков?)

Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах, передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.

Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.

Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.

Вопрос 14  (Могут ли несовершеннолетнего не допустить к обучению или посещению техникума из-за того, что он отказывается вакцинироваться от COVID-19?)

 Вопрос допуска студента к обучению в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19 стоит остро с начала учебного года.

Основным направлением в данном вопросе выступили летние рекомендации Минобрнауки России от 29.07.2021 N МН-7/5979 (на сегодня не применяются), которые дали свободу толкования ВУЗам относительно допуска или недопуска студентов к образовательному процессу в новом учебном году.

По данному вопросу на сегодня более-менее устоялся вопрос, на который можно ответить следующим образом.

Между образовательным учреждением и студентом должен быть заключен договор об образовании в соответствии со ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Согласно данному договору, организация предоставляет вам определенную образовательную программу, прохождение или не прохождение которой уже зависит от конкретного студента.

В соответствии с п. 6 ст. 54 ФЗ «Об образовании в РФ» договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании.

На сегодня, у нас законодательно не закреплена обязанность граждан вакцинироваться. Любая направленная деятельность ВУЗа по обязательной вакцинации и не допуску в образовательное учреждение является незаконной, поскольку фактически ограничивает право граждан на получение образования (тем более нужно помнить, что ваше обучение оплачено).

На сегодня ожидаются новые рекомендации Минобрнауки РФ по данному вопросу. Однако в первую очередь это рекомендации, а не обязательно установленные правила, но поскольку одной из обязанностей образовательных организаций является создание безопасных условий обучения, стоит их придерживаться.

Также в соответствии с Указом Губернатором Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ (с изменениями на 22.10.2021) установлено, что с 1 сентября 2020 года на территории Свердловской области в соответствии с требованиями и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека допускается работа общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области.

Для того, чтобы не ограничивать права поступающих, обучающихся на образование и не допустить введение незаконных ограничений, считаю необходимым ввести локально (в зависимости от эпидемиологической ситуации) дистанционное обучение.

Данная рекомендация отражена и в п. 16 Указа Губернатором Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ.

Дистанционное обучение не является отдельной формой получения образования, поскольку основными формами есть и остаются очная, очно-заочная и заочная форма обучения. В свою очередь дистанционное обучение — это необходимая форма реализация обучающимся образовательных программ с помощью использования инфорационных технологий и обеспечивающих ее обработку технических средств. (ст. 16, 17 ФЗ “Об образовании в РФ”)

В связи с этим, переход на дистанционное обучение должен обеспечивать получение образования соответствующего уровня по определенным образовательным программам. (среднего общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного).

Организация в свою очередь бесспорно должна создать такие технологические условия, при которых обучающийся сможет получить знания должного уровня. Говоря о технологических условиях, я подразумеваю возможность обучающимся использовать все электронные ресурсы данной организации, создание соответствующих баз данных, на которых возможно произвести освоение ими образовательных программ в полном объеме. То есть мы не говорим о том, что образовательная организация обязана обеспечить необходимым техничемким инструментарием (компьютером, телефоном, вифи, интернетом и т.д.) (п. 3 ст. 16 ФЗ “Об образовании в РФ”)

Таким образом, принуждение к вакцинации в образовательных учреждениях в условиях, когда не каждый гражданин имеет возможность привиться, либо гражданин имеет медицинский отвод или у него в наличии справка о наличии антител, просто невозможна. А для обеспечения безопасности обучающихся и преподавателей имеется возможность прибегнуть к альтернативной процедуре обучения, описанной выше.

Вопрос 15,18    (Подвергается ли несовершеннолетний административной ответственности в случае нарушения им правил дорожного движения? Какая ответственность наступает для несовершеннолетнего лица, если он, не имея водительского удостоверения сел за руль?)

В соответствии со ст. 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Помните, если ребенок сел за руль, то с этого момента он считается водителем транспортного средства и за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации он может привлекаться к административной и уголовной ответственности (с 16 лет).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. (п. 2 ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

За управление несовершеннолетнем водителем транспортным средством в возрасте от 16 лет и старше, без водительского удостоверения соответствующей категории, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортным средством» санкция, которой предусматривает штраф от 5 000 рублей до 15 000 рублей. При отсутствии у несовершеннолетнего, на которого наложен административный штраф, самостоятельного заработка, на основании ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

К ответственности может быть привлечен и владелец транспортного средства по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ за «Передачу управления транспортного средства лицу заведомо не имеющего права управления транспортным средством», санкция данной статьи предусматривает штраф в размере 30 000 руб.

В случае нарушения несовершеннолетним водителем, не достигшими 16-ти летнего возраста, его родители или опекуны могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ «Ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних», материал об административном правонарушении направляется для рассмотрения и принятия решения на комиссию по делам несовершеннолетних.

Совершение правонарушений в данной сфере несовершеннолетними и их родителями является основанием для постановки на профилактический учёт в подразделении участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних органа внутренних дел по месту жительства, а также на соответствующий учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, проведения с ними индивидуальной профилактической работы в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос 16   (Должны ли дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваться жильем?)

Согласно статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

  1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
  2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  1. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

  1. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
  2. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

  1. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
  2. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
  3. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопрос 17    (Какая семья считается многодетной?)

Законодательством субъектов РФ установлены критерии отнесения семей к многодетным. Например, в г. Москве многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы, до достижения младшим из них возраста 16 лет, а учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет. Среди многодетных семей выделяются многодетные малообеспеченные семьи — это семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Москвы в расчете на душу населения (п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431; ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).

Отметим, что определение многодетной семьи в соответствии с установленным в субъекте РФ порогом многодетности (но не менее трех детей) содержится в Национальном стандарте «Социальное обслуживание населения» (п. 2.4.3 ГОСТ Р 52495-2005, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст).

Вопрос19.   С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Статья 20 УК РФ предусматривает возраст, с которого наступает уголовная ответственность

По общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста в момент совершения преступления.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361).

Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Но, для того чтобы установить отставание в психическом развитии необходимо проведение психолого-психиатрической экспертизы в специализированном учреждении.

Вопрос 22.  Сохраняется ли право на алименты совершеннолетний ребенок, обучающийся по очной форме в высшем учебном заведении?

Статьей 80 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Алименты могут быть взысканы как в судебном порядке, так и быть определены соглашением сторон.

Размер алиментов может быть определен как в твердой денежной сумме, так и в долях от дохода родителя (на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей – ст. 81 СК РФ).

Что касается возраста ребенка, на содержание которого могут быть взысканы алименты, то:

— ст. 80 СК РФ – алименты взыскиваются на несовершеннолетнего ребенка до достижения им совершеннолетия;

— ст. 85 СК РФ – родители обязаны содержать своих нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи. При этом, в соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 года N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», под нетрудоспособными совершеннолетними лицами, имеющими право на алименты, следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, трудоспособные совершеннолетние лица старше 18 лет, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не относятся к лицам, имеющим право на алименты. Законодательством не предусмотрена обязанность родителей содержать таких детей (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 56; абз. 17 разд. IV Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015).

Однако на совершеннолетних детей, как нуждающихся в помощи нетрудоспособных, так и нет, алименты могут уплачиваться также по соглашению об уплате алиментов. Такое соглашение стороны заключают исключительно на добровольной основе (ст. 99 СК РФ).

Вопрос 25.   Может ли старший ребенок, выпустившийся из детского дома по достижении соответствующего возраста, приобрети права опекуна над младшими (братьями, сестрами) и при каких условиях?

Приоритетным правом стать опекуном пользуются родные несовершеннолетнего имеют старшие братья и сестры, достигшие 18 лет.

По закону стать опекуном несовершеннолетнего ребенка может:

  • Дееспособный гражданин с 18 лет;
  • В прошлом не судимый за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с наркотиками, насилием;
  • Не лишенный родительских прав;
  • Не имеющий проблем с органами опеки;
  • Получивший согласие подопечного, если тому исполнилось 10 лет.

Необходимо подать в отдел опеки по своему месту жительства пакет документов (примерный перечень):

  1. Заявление о желании стать опекуном.
  2. Справку с места работы с указанием размера средней зарплаты или справку с места работы супруга или супруги того, кто решил стать опекуном. Можно представить и другой документ, который подтверждает доходы кандидата или его супруга.
  3. Копию свидетельства о браке.
  4. Согласие совершеннолетних членов семьи на принятие ребенка в семью.
  5. Копию свидетельства о прохождении обучения для опекунов.
  6. Автобиографию.
  7. Заключение о результатах медицинского освидетельствования.

У кандидата в опекуны не должно быть заболеваний, которые могут помешать взять ребенка под опеку. Например, к ним относятся психические расстройства и алкоголизм. Не могут взять ребенка под опеку и люди с инвалидностью первой группы. Все документы должны быть актуальными на момент подачи.